1. Понятие коммуникации.
Коммуникации - это обмен информацией между людьми. Если люди не смогут обмениваться информацией они просто не смогут работать вместе.
Коммуникации относятся к связующим процессам управления, поскольку связывают функции планирования, организации, мотивации и контроля.
Они являются важнейшим условием принятия обоснованных решений, играет огромную роль в межличностных отношениях и формировании имиджа организации. Обмен информацией является важнейшей составной частью практически всех видов управленческой деятельности. Большую часть своего рабочего времени (50 - 90%) менеджеры всех уровней тратят на коммуникации. С помощью коммуникации аппарат управления получает сведения, необходимые для принятия управленческих решений и доводит принятые решения до исполнителей. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.
2. Виды коммуникаций.
Коммуникации в организации - это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию, так и ее внешнее окружение. Организация может осуществлять как внутреннюю коммуникацию, так и внешнюю.
Внешние коммуникации - это обмен информацией между организацией и ее внешней средой. Любая организация существует не изолированно, а во взаимодействии со внешней средой. И от того, какие факторы этой среды оказывают наибольшее влияние на работу организации и ее результаты, зависят характер и способы ее коммуникаций. У организации имеются разнообразные средства обмена информацией со своим внешним окружением.
Например, организации осуществляют коммуникации с потребителями товаров и услуг с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынке ( выставки- продажи, директ - мейл, личные продажи и т.п.), а также проводя различные социологические опросы.
Организация - объект государственного контроля и регулирования, регулярно предоставляет соответствующим органам ( статистики, налоговым, внебюджетным фондам) различные отчеты, справки, сведения и т.п. Используя лоббистов, поддерживая определенные политические партии, движения, группы и отдельных депутатов, делая взносы в их пользу, крупные организации не только получают от них необходимую информацию, но и влияют на законодательство, содержание нормативных актов, принимаемых законодательной властью всех уровней.
Большое внимание уделяется созданию в обществе благоприятного образа организации, для чего в крупных фирмах создаются специальные отделы по связям с общественностью ("П.Р."), специалисты которых, используя разнообразные средства, распространяют необходимую для этого информацию.
Внутренние коммуникации. Под ними понимаются информационные обмены, осуществляемые между элементами организации. Они осуществляются в виде обсуждений, собраний, совещаний, телефонных переговоров, служебных записок и отчетов.
Внутри организации обмены информацией происходят между уровнями управления (вертикальные коммуникации) и между подразделениями (горизонтальные коммуникации).
С помощью вертикальных коммуникаций информация может передаваться с высших уровней управления на низшие или по нисходящей. Таким образом подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, изменении правил, инструкций, стандартов деятельности и т.п.
Помимо обмена информацией по нисходящей в организация осуществляются коммуникации по восходящей - от низших уровней управления к высшим. Таким образом руководство узнает о текущих трудностях, проблемах и предложениях по их разрешению. Обмен информацией по восходящей происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
Помимо вертикальных коммуникаций в предприятии осуществляется и горизонтальные коммуникации. Так как организация состоит из нескольких подразделений (финансовый отдел, маркетинговый отдел, отдел кадров и т.д.), нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает необходимость обмениваться между отделами информацией.
Коммуникации по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений.
Самыми распространенными видами коммуникации на предприятии являются отношения между руководителем и подчиненным, которые представляют собой разновидность вертикальных коммуникаций.
В организациях существуют также и неформальные коммуникации, к ним относится распространение слухов.
Неформальные коммуникации используются руководителем для того, чтобы выяснить реакцию сотрудников на те или иные предполагаемые изменения. Особенностями неформальных коммуникаций является - гораздо большая скорость передачи информации, значительный объем аудитории, сравнительно меньшая достоверность передаваемых сообщений.
Наличие в организации неформальных коммуникаций - явление нормальное, однако лишь до определенной степени. Следует помнить, что слухи - это всегда следствие недостатка информации, и большой объем сведений распространяемых с помощью слухов, свидетельствует о неблагополучии системы коммуникаций и ее неэффективности.
Понятие коммуникации, ее виды. Организация эффективной коммуникации
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12011-04-27 18:56:11
Страница: 1