Конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными людьми или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое.
     Конфликт - это доведенное до предела трудно разрешимое противоречие между двумя сторонами (работниками, группами, организациями), связанное с острыми  эмоциональными переживаниями. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение).
     Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п.. Конфликт возникающий в организации называют организационным. Он может принимать множество форм. Но какой бы не была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы даже вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолога).   
     При возникновении конфликтной ситуации перед каждым руководителем встают следующие проблемы:
     1. Как предотвратить конфликт?
     2. Как действовать, если конфликт уже возник?
     3. Что делать после ликвидации конфликта?   
     Для решения каждой из этих проблем руководитель должен выяснить следующие характеристики конфликта:
     - количество участников и масштаб распространения конфликта: межличностный, межгрупповой и т.п.;
- предмет конфликта - это то, из - за чего возник конфликт;
      - В результате могут быть приняты более эффективные представления  участников о самих себе (своих мотивах, ценностях, возможностях) и о противостоящей стороне;
      - представление каждого участника о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения.
      Наибольшее число конфликтов в производственной сфере бывает, как правило, в период перестроек, реорганизаций, когда происходит смена владельцев, нарушение устоявшихся связей между предприятиями, перепрофилирование, сокращение рабочих мест и связанные с этим увольнения и т.п.
      Конфликты в коммерческой сфере связаны с ценообразованием, борьбой за рынки сбыта и т.п.
      Конфликт в условиях изоляции - это особые виды конфликтов, возникновение и развитие которых обусловлена видами изоляции отдельных личностей и групп (космонавты, подводники, экипажи кораблей и т.п., а также группы осужденных).
      Для многих конфликтов характерны следующие явления:
      - резкое увеличение эмоциональной напряженности, выражающейся в неустойчивости и неконтролируемости реакций конфликтующих сторон, в резко возрастающей их агрессивности;
      - нежелание и неспособность выслушивать и понимать доводы противника;
      - переход предметного конфликта на личностный;
      - взаимные  оскорбления сотрудников;
      - затрагивание жизненно важных интересов конфликтующих сторон, которыми трудно, а иногда и просто нельзя поступиться, и когда взаимное удовлетворение этих интересов невозможно;
      - унижение достоинства личности в рабочей и нерабочей обстановке и т.п.
      Чаще всего конфликт ассоциируется с агрессией, спорами, угрозами, враждебностью, войной. В результате существует мнение, что конфликт явление нежелательное,  поэтому его необходимо избегать и следует немедленно решать. Однако в некоторых случаях конфликты могут быть полезны, т.к.
      -конфликты помогают выявить различные точки зрения;
      -дают дополнительную информацию;
      -помогают найти истину.
       управленческие решения, кроме того конфликт дает возможность людям выразить свои мысли, и  тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти.
       Отрицательный характер конфликта заключается в том, что он может мешать удовлетворению потребностей отдельных личностей и достижению целей.
       В связи с тем, что конфликты могут оказывать как положительное так и отрицательное влияние на деятельность предприятия их подразделяют на функциональные и дисфункциональные
       Функциональные конфликты ведут к повышению эффективности деятельности предприятия.
       Дисфункциональные конфликты ведут к снижению личной удовлетворенности, к снижению группового сотрудничества и эффективности деятельности предприятия.
       
       Функции конфликтов.
       Руководитель должен знать, что конфликты могут выполнять разные функции. Основными из них являются разрушительная, созидательная и диагностическая.
       Разрушительная (или деструктивная) функция конфликта заключается  в его негативных последствиях: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, столкновения сторон.
       Созидательная (или конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Такой конфликт приводит к повышению уровня организованности, улучшению социально - психологического климата в коллективе, повышению уровня взаимной требовательности работников.
       Диагностическая функция конфликта связана с пониманием его причин и мотивов.