Сущность мотивации.
    Для того чтобы эффективно управлять деятельностью людей необходимо знать их мотивы, потребности, а также необходимо уметь правильно использовать стимулы к труду.
    Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленных целей.
    Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, оно очень индивидуально и может меняться под воздействием мотивов и в зависимости от трудовой деятельности человека.
    Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, его внутренние и внешние движущие силы. Мотив определяет, что и как надо делать для удовлетворения потребностей человека. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, усиливая или приглушая их действия, а в некоторых случаях устраняя их из своих движущих сил.  Существуют  несколько теорий мотивации, которые помогают менеджерам понимать истинные человеческие шаблоны поведения. Для того чтобы понять свое собственное поведение и поведение своего собеседника (коллеги, подчиненного, руководителя) нужно оценить мотивационные  тенденции человека через соответствующую теорию мотивации. Причем необходимо учитывать, что люди далеко не всегда действуют по своему желанию. Их поведением управляют устоявшиеся объективные и субъективные факторы. Людям только кажется, что они делают что хотят. На самом деле людьми движут скрытые в их психике побудительные силы. Теории мотивации которые нам предстоит рассмотреть помогут разобраться в реальных двигателях человеческого поведения.   
    Все теории мотивации делят на две группы: содержательные и процессуальные.
    Содержательные теории мотивации основываются на потребностях человека, и связанных с ними факторов, определяющих поведение человека. Эти теории связаны с изучением и учетом потребностей работника в процессе мотивации его деятельности. Основоположниками содержательных теорий мотивации являются А.Маслоу, Д. Мак Клелланд и Ф.Герцберг.
    Процессуальные  теории мотивации основываются на то, как ведут себя люди с учетом их восприятия, ожидания и познания. К процессуальным теориям относятся: теория ожидания, теория справедливости. Эти теории базируются на том, что работник распределяет свои усилия для достижения различных целей и выбирает при этом  конкретный вид поведения. Согласно процессуальным теориям поведение человека определяется не только потребностями, но и является результатом его восприятия и ожидания, связанных с конкретной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
    Названные  теории, хотя и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. Для мотивации человек нет какой- либо одной лучшей теории. То, что оказывается лучшим для мотивации одних людей, оказывается совершенно непригодным  для других.