Одним из основоположников неоклассической школы менеджмента является профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо, выдвинувший теорию "человеческих отношений" в управлении. Суть этой теории состоит в том, что сама работа имеет меньшее значение, по сравнению с социальным и психологическим положением рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы управления должны рассматриваться через призму "человеческих отношений" с учетом социально-психологических факторов. Э. Мэйо обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом, воздействуя на такую систему, можно улучшить результаты труда.
Мэйо обратил внимание на факторы, которые очень мало учитывались Тейлором - это чувства рабочего, его поведение, настроение и т. п. Он исходит из того, что человека можно заставить работать более производительно, если удовлетворить его социальные и психологические потребности. Идея теории "человеческих отношений" заключается в том, что простое внимание к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда.
1. Участвуя в 1927-1932г.г. в экспериментах Э.Мэйо опробировал свою гипотезу, согласно которой норма выработки определяется не физическими способностями работника, а давлением группы, в составе которой этот работник трудится. Мэйо доказал на практике преимущества деления больших групп на небольшие подгруппы, подобранные по личным признакам. Именно эти подгруппы позволяли значительно увеличить нормы выработки.
К ученым занимающимся теорией "человеческих отношений" относится Мери Паркер Фоллет, проанализировавшая стили руководства и разработавшая теорию лидерства.
Большой вклад в развитие школы "человеческих отношений" был сделан в 40-60-е г.г., когда учеными бихевиористами ( от англ.bthaviour-поведение) было разработано несколько теорий мотивации ( А. Маслоу, Д.Макгрегора и др.).
Школа человеческих отношений очень широкое применение нашла в Японии. Менеджеры крупных Японских фирм смогли совместить общинную психологию японцев с современной научно-технической революцией. Использование школы человеческих отношений на практике выражается во всеобщем участии работников в управлении качеством. Массовое участие в работе по управлению качеством стало возможным благодаря заботе администрации о нуждах работников. Все это в конечном итоге обеспечило превосходство японской продукции на мировом рынке.
Неоклассическая школа управления, ее основные положения. Вклад Э.Мейо
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12011-04-27 19:05:39
Страница: 1