Социально - психологические методы управления представляют собой совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия на коллектив и отдельные личности для повышения их трудовой и творческой активности.
       Особенность этих методов состоит в воздействии на поведение работников через социальные и духовные интересы.
       Социально - психологические методы основаны на изучении социального состава коллектива, психологического климата в нем, индивидуальных качеств и особенностей работников.
       Социально - психологические методы подразделяются на методы социального и психологического воздействия.
       Социальные методы управления включают в себя: методам управления коллективной деятельностью относятся: формирование структуры коллектива, обмен передовым опытом, торжественные собрания и вечера, критика и самокритика, моральное поощрение.
       К методам управления индивидуальным поведением относятся внушение, личный пример, уважительное отношение к подчиненному, передача подчиненным отдельных прав руководства, новаторство и наставничество.
       Во многих производственных ситуациях аварийного характера или при возникновении конфликтов необходимо использовать метод внушения, который позволяет непосредственно воздействовать на волю подчинен
       - методы управления коллективной деятельностью работника;
       - методы управления индивидуальным поведением.
       К ного.
       Эффективным методом воздействия на индивидуальное поведение является личный пример, рассчитанный на эффект подражания.
       Руководитель должен быть образцом в работе, поведении, отношении к членам коллектива.
       Стимулирование личной инициативы работника может осуществляться в условиях высокого и низкого качества работы. Если работник достиг высокого качества работы, руководитель должен поднимать его авторитет путем похвалы, высокой оценки результатов его труда в присутствии других работников, объявление благодарности, награждение.
       Если же имеет место низкое качество личного труда, то принимаются следующие меры: личная беседа с подчиненным, разбор случившегося, критика допущенных ошибок, беседа в присутствии других работников, вынесение коллективом общественного порицания.
       Психологические методы управления подразделяются на четыре группы:
       - методы формирования и развития трудового коллектива;
       - методы гумманизация отношений в трудовом коллективе;
       - методы психологического побуждения к деятельности (мотивации);
       - методы профессионального отбора и обучения.
       Методы формирования и развития трудового коллектива дают возможность поддерживать на определенном уровне количественное соотношение между работниками с учетом их психологической совместимости. Эти методы необходимы для регулирования внутриколлективных групповых отношений и предотвращения конфликтных ситуаций в коллективе. Выделяется психологическая и социально - психологическая совместимость.   Психологическая совместимость подразумевает соответствие психических реакций людей в процессе деятельности. Социально - психологическая совместимость складывается в результате оптимального сочетания типов поведения людей и основывается на интересах, потребностях, ценностных ориентациях.
       К методам гумманизация отношений в трудовом коллективе относятся: стиль руководства трудовым коллективом, культура управления, этика руководящей деятельности. Задача методов гумманизация отношений в трудовом коллективе - это создание оптимальных взаимоотношений между работниками и руководителем. Эти отношения должны строится на принципах социальной справедливости. 
       Методы психологического побуждения к деятельности (мотивации) заключаются в формировании у персонала мотивов к высокопроизводительному труду, путем развития инициативы;
       Методы профессионального отбора и обучения направлены на то, чтобы психологические характеристики человека соответствовали бы выполняемой работе.
       Для того чтобы использовать социально - психологические методы необходимо изучать формирование и развитие трудового коллектива. Такое изучение осуществляется при помощи: наблюдения, эксперимента, психологического изучения личности работника, опроса и анкетирования, тестирования. Цель этих методов изучения - сбор социально - психологической информации о личностных и групповых отношениях в трудовом коллективе; об уровне способностей и психологических свойствах личности каждого работника; о групповой психологической совместимости членов коллектива, их симпатиях и антипатиях, о влиянии стиля руководства на морально - психологический климат в трудовом коллективе.
       Социологические измерения являются частью социально - психологических методов. Они представляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собрать необходимую информацию  путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает  подготовку до беседы сценария (программы), затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимоотношений в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строиться матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые часто обнаруживаются только в неформальной обстановке или крайних жизненны ситуациях (авариях, драках, стихийных бедствиях). Собеседование является распространенным  методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной  беседе решаются небольшие кадровые задачи.