Согласно мотивационной теории А. Маслоу успех побуждения работников к производительному и качественному труду связан с учетом актуальных потребностей человека. Все потребности человека (медик и психолог) А.Маслоу разделил на 5 основных видов и расположил их в строгой иерархической последовательности:
1.Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сексе и т.д. - т.е. те, которые человек должен удовлетворить , чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном из - за необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве рабочего места, возможности избегать усталости и т.п. Для управления таким людьми необходимо, чтобы минимум заработной платы обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.
2.Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии: иметь хорошее жилье, быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий. Люди, для которых первостепенными являются потребности этого рода, стремятся избегать стрессов, любят порядок, четкие правила, формальные структуры. Они оценивают свою работу с точки зрения обеспеченности и стабильности существования в будущем. Для человека, находящегося под влияние этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, медицинское страхование. Для управления такими людьми необходимо создавать надежную систему социального страхования, применять справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать их труд выше прожиточного уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.
3.Социальные потребности включают в себя чувство принадлежности к социальной группе (семья, родственники, друзья, коллеги по работе), чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Человек стремиться к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, желает быть членом определенной группы людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во - первых, как на способ принадлежать к коллективу, во - вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. Отношение к таким работникам со стороны руководства должно носить форму дружеского партнерства, таким людям надо создать условия для общения на работе. Хороший результат дают бригадная форма организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминания работникам о том, что их ценят коллеги по работе.
4.Потребности в уважении подразумевают потребности в самоуважении, личных достижений, уважение со стороны окружающих, признание. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают их за это. Люди, испытывающие сильное влияние данной потребности, стремятся к лидерскому положению либо же к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении такими людьми надо использовать различные формы морального поощрения выражения признания их заслуг. Для этого полезными может быть присвоение титулов и званий, вручение различного рода почетных наград, освещение в прессе и упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг.
1. Потребности самовыражения - потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Данная группа объединяет потребности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, политике и т.п. Данные потребности носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчестве. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие максимально реализовать способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения зада и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.
По теории Маслоу все потребности имеют строгую иерархическую структуру, основу которой составляют физиологические потребности.
Существует правило, согласно которому следующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда предыдущие ступени пройдены, при этом потребность может быть удовлетворена не полностью, а только частично. Чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения. Руководители должны наблюдать за своими подчиненными и выявлять их потребности.
Теория потребностей Маслоу - одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможность удовлетворить свои потребности.