Контроль является одной из ведущих функций управления. В системе управления контроль представляет собой процесс обеспечения достижения предприятием целей своей деятельности.
       Сам термин "контроль" означает постоянную проверку того, как данное предприятие  осуществляет свои цели, и корректирует свои действия.
       Любой руководитель начинает осуществлять функцию контроля с того момента, когда он сформировал цели и задачи деятельности предприятия. Без контроля совместной  деятельности людей на предприятии начинается хаос и объединить деятельность работников становится невозможно.
       При помощи управленческого контроля решаются вопросы неопределенности, предупреждения возникновения кризисных ситуаций, поддержания успеха деятельности организации. 
       Неопределенность. Планы и организационная структура организации - это лишь картина того, каким хотелось бы видеть будущее руководству. Различные обстоятельства могут помешать тому, чтобы задуманное реализовалось. Это может быть изменение таких факторов внешней среды как конъюнктура рынка, социальные ценности, технологии и других. Кроме того фактор неопределенности заложен в поведении людей в процессе совместного труда. Т.к. люди не компьютеры и их нельзя запрограммировать на выполнение какой - либо  задачи с абсолютной точностью. Поэтому менеджеры не могут точно спрогнозировать ответную реакцию работников на управленческие команды.
       Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Любое предприятие сталкивается с ошибками и проблемами. Если эти ошибки во время не исправить то на предприятии возникнет кризисная ситуация, которая может привести к большим экономическим потерям и даже к гибели предприятия. Чтобы этого не произошло должен проводится своевременный и качественный управленческий контроль, предупреждающий возникновение кризисных ситуаций. Следовательно одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любое предприятие обязано обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей предприятия.
       Поддержания успеха деятельности организации достигается путем сопоставления реально достигнутых результатов деятельности предприятия с запланированными. Такое сопоставление достигнутых результатов с запланированными позволяет оценить на сколько предприятие продвинулось к поставленным целям, где предприятие добилось успеха, а где потерпело неудачу. Определяя успехи и неудачи деятельности предприятия и их причины, аппарат управления получает возможность достаточно быстро адаптировать предприятие к требованиям внешней среды и обеспечивать тем самым наибольшие темпы продвижения к целям предприятия.
       Контроль в управлении должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель и специалист, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей.
       Контроль выступает в виде фактора укрепления дисциплины и законности. При его помощи обеспечивается единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждение ошибок и недоработок.
Kонтроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей.
Контроль- это процесс подтверждения того, что opгaнизация действительно достигает поставленных целей. Возможно выделение контроля одноактного и процессного.
Одноактный контроль - проверка и подтверждение  того, что организация действительно достигла соответствующих целей.
Процессный контроль - совокупность фиксированных во времени и пространстве проверок и подтверждений достижения соответствующих целей организации.
Koнтpoль играет важную роль в современных организациях. На организацию и непосредственно контроль расходуются значительные ресурсы.
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.
1. Виды контроля.
Различают следующие виды контроля.
1. Предварительный контроль.
Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация  определенных  правил, процедур и линий поведения.
       В организациях предварительный контроль используется в отношении человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль  достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных ресурсов это  - контроль за качеством сырья и товаров. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет, т.к. он дает ответ  на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организации.
       В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет две разновидности: диагностический терапевтический.
Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.
Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
       Предварительный контрль предусматривает предупреждение нарушений установленных правил работ. Кроме того он направлен на предупреждение нарушения законности, нецелесообразного, неэффективного   использования хозяйственных средств и принятия необоснованных решений. Наиболее высокую эффективность предварительный контроль имеет при заключении договоров, планировании, составлении смет. Благодаря ему устраняются диспропорции в планировании и финансироании.
2. Текущий  контроль.
         Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объект - сотрудники, а сам он  проводится  их непосредственным начальником. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
       Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей.
       3. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с предусмотренными.Цель такого контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля,  обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем - в процессе ее выполнения).
       Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы и момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации.