Лидер обязательно должен в чем- то превосходить остальных членов группы. Это может быть умственное, моральное превосходство, превосходство в силе и т.п.
       Лидер- это никем не назначаемый человек, который выдвигается тогда, когда группа идет к достижению какой- либо цели. Почти всегда руководство группой берет на себя неофициальный лидер.
       Большое значение на лидерство оказывают такие факторы как:
       -   личное стремление к лидерству;
       - жажда власти;
       - выгода; престиж и т.п.
       Для выдвижения лидера важно, чтобы его представление о нормах и ценностях совпадали с аналогичными представлениями большинства членов группы.
       Качества личности лидера должны по некоторым параметрам несколько превышать аналогичные качества остальных членов группы. Но если уровень лидерства будет на много превышать уровень его непосредственного окружения, он будет восприниматься, как исключительная личность и его либо сразу отвергнут, либо он окажется  в изоляции, либо будут уважать, глядя на него снизу вверх, но при этом не будут считать его своим и, следовательно, неформальным лидером он быть не может.
       Лидер должен обладать определенными чертами: энтузиазмом, способностями, уверенностью в себе, знанием дела, чувством справедливости и т.п.
       Человек-лидер должен непременно желать стать лидером и в последующей деятельности стремиться удержать за собой эту роль.
       
       4.Подходы к лидерству.
       Существует  три подхода к определению лидерства:
       - подходы с позиции личных качеств;
       - поведенческий подход;
       - ситуационный подход.
       Согласно личностной теории лидерства лучшие руководители обладают определенным набором общих для всех личных качеств. К этим качествам относятся уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, образование и высокая степень удовлетворенности в себе.
       Однако в настоящее время нет единого мнения о наборе качеств, которые обязательно должны быть у руководителя. В разных ситуациях хорошие руководители проявляют различные личные качества. Следовательно, не существует такого набора качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, поэтому  эффективность руководства имеет ситуационный характер.
       Согласно ситуационному подходу личные качества руководителя и его поведение зависят от сложившейся в данный момент ситуации. Ситуационными факторами могут быть потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, а также имеющаяся у руководителя информация.
       Согласно поведенческому подходу к лидерству эффективность управления определяется манерой  поведения по отношению к подчиненным.
       Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения.
       Основной недостаток поведенческого подхода к лидерству заключается в том, что считается, будто бы существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Однако существует предположение, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.